Особенности эксплуатации дорожных одежд

Горные дороги имеют затяжные продольные уклоны, на которых весной, особенно на южных склонах в местах вогнутого профиля и перехода выемки в насыпь, на поверхности проезжей части выступает вода. Это вызвано продольным перемещением воды по дренирующему слою. Вода движется не только по этому слою, но и по основанию из крупнообломочных материалов. Для перехвата воды необходимо устраивать глубокие прорези, заполняемые на всю глубину каменным материалом, с отметкой дна ниже максимальной глубины промерзания грунтов в данном районе. Однако наличие таких прорезей приводит к тому, что морозное поднятие дорожных покрытий имеет различную величину, а это, в свою очередь, снижает его ровность. Более целесообразно устраивать прорези мелкого заложения — глубиной 0,15 см. Тогда морозное пучение практически одинаково в пределах и за пределами прорезей. Прорези бывают сквозными или укороченными: первые более эффективны в работе, так как они усиливают аэрацию.

Места устройства прорезей: на участках с продольным уклоном больше поперечного; на участках вогнутых вертикальных кривых; с верховой стороны перестроенных участков; в местах перехода выемок в насыпь. Наличие на горных дорогах больших продольных уклонов и крутых виражей предъявляет повышенные требования к сопротивлению верхних слоев дорожной одежды растягивающим усилиям, а также к недопущению скольжения между соседними частицами. Исследования состояния дорожной одежды на разных участках горных дорог показало, что на спусках возникают сдвиги покрытия (наплывы). Поэтому, подбирая материал для покрытия и оснований, необходимо учитывать его сдвига устойчивость. Качество поверхности покрытия во многом зависит от способа укатки материала дорожной одежды. Как указывает С. А. Трескиский, модуль упругости гравия, уплотненного виброкатками, втрое выше уплотненного пневматическими катками.

Последние публикации

Комментарии запрещены.