Последние публикации

Модульное строительство сегодня

Строительство модульных домов – тенденция, которая сегодня переживает новое рождение и набирает популярность во всем мире. Здания из готовых блоков отличаются энергоэффективностью, возможностью монтажа в стесненных и неблагоприятных условиях, высокой скоростью и технологичностью сборки. При необходимости модули можно демонтировать и перемещать на другое место с минимальными затратами.

Волна развития модульного строительства пришлась первую половину и середину XX века, когда вследствие промышленного бума в США и Советском Союзе потребовалось возведение большого числа временных поселков строителей, монтажников, военных, геологоразведчиков. Модульные здания тех времен – традиционные бытовки, вагончики, дома-бочки ЦУБ и прочие конструкции.

Сегодня модульное здание совсем необязательно должно выглядеть как временная конструкция (хотя и эта категория остается востребованной). Известные архитекторы и проектные компании разрабатывают современные, легкие, практичные здания из морских контейнеров или специальных каркасных блоков, которые, помимо всех прочих достоинств, выделяются необычным и запоминающимся дизайном.

Виды модульных конструкций
К домам модульного типа относятся две категории конструкций: каркасно-панельные и блочные. Каркасно-панельные здания монтируются на базе общего каркаса с применением унифицированных элементов стеновых ограждений, плит покрытия, перекрытий, внутренних перегородок, лестничных маршей. Это – традиционные быстромонтируемые сооружения из сборного железобетона, легкие стальные здания, современные каркасные конструкции ЛСТК, LVL. Ярким примером применения каркасно-панельной технологии является строительство 30-этажного отеля в Китае в 2011 году за 15 дней.

Вторая категория отличается тем, что базовыми единицами здания являются блоки стандартных размеров, имеющие стены, пол и перекрытие. Блок может являться отдельно стоящим зданием или входить в состав другой конструкции. При этом он может выступать в роли отдельной комнаты, либо быть частью объединенного из нескольких модулей помещения. Одноэтажные сооружения могут устанавливаться без фундамента на подготовленную площадку из бетона или асфальта. При высоте здания в два и более этажа, под него устраивается фундамент.

Каркасно-модульные конструкции
По технологии изготовления блок-модули делятся на контейнерные и каркасно-модульные. Соответственно, конструкция первых из них разрабатываются на основании стандартных грузовых контейнеров, в различной степени модернизированных. Ко второй группе относятся модули, изготавливаемые по собственным техническим условиям завода. Размеры таких блоков, в зависимости от производителя, могут варьироваться в некоторых пределах, но, как правило, не превышают габаритов, разрешенных для перевозки стандартным авто- и железнодорожным транспортом.
Материалы, из которых изготавливаются блок-модульные здания могут быть различными. В первую очередь, как было отмечено выше, это стальные конструкции. В последнее время популярность набирают деревянные модули с каркасом из LVL-бруса и обшивкой из CLT панелей. К модульным конструкциям можно отнести и небольшие перевозные дома из бревен или бруса. Такие здания собираются и полностью комплектуются в заводских условиях, после чего транспортируются к месту установки на заранее подготовленный фундамент.

Здания из преобразованных морских контейнеров
Морские (грузовые) контейнеры – один из самых популярных и востребованных материалов, служащих для конструирования зданий различного назначения. Их достоинства заключаются в следующем:

конструкция контейнеров давно определена, нет необходимости в подборе сечений несущих элементов, связей, поиску решений по обшивке, антикоррозионной обработке;
имеется налаженный выпуск контейнеров на многих предприятиях, производящих металлоконструкции, судостроительных заводах;
контейнеры имеют стандартные размеры, соблюдающиеся во всем мире: 20-футовые, 40-футовые блоки и так далее. Размеры подобраны так, чтобы обеспечить максимальные внутренние габариты помещений, при наличии возможности транспортирования контейнера по железным и автодорогам;
контейнеры имеют базовые детали для захвата грузоподъемным оборудованием;
количество вариантов комбинаций контейнеров при конструировании зданий – огромно.

Базовая модернизация грузовых контейнеров под нужды строительства производится, как правило, на заводах, их выпускающих. В том числе могут быть выполнены усиление каркаса блока, теплоизоляция, замена стандартной обшивки из профилированного стального листа на другие конструкции (сэндвич-панели, сип-панели, деревянная вагонка, сайдинг и другие), организация оконных и дверных проемов, панорамных стен с установкой стеклопакетов.

В зависимости от проекта, в котором применяются блок-модули контейнерного типа, внутренняя отделка может значительно отличаться. Одноэтажные здания из 1-2 блоков (бытовки, контрольно-пропускные пункты, торговые павильоны) обычно обшиваются изнутри влагостойкими плитами ОСП или ДСП. В качестве напольного покрытия применяется линолеум. При наличии в помещениях мокрых процессов (душевые, санузлы) на пол укладываются деревоцементные плиты с полиуретановым покрытием. В качестве утеплителя используются негорючая каменная вата.

Жилые здания, офисы, хостелы блок-модульного типа могут иметь любую внутреннюю и наружную отделку, вплоть до самой изысканной. Как правило, такая отделка разрабатывается индивидуально и выполняется не на заводе, производящем контейнеры. Модернизация контейнеров по такой схеме пользуется популярностью в США и Европе, где архитекторы соревнуются в реализации все более и более смелых проектов. Естественно, по стоимости такие здания приближаются, или даже превосходят традиционные.
Где применяется модульное строительство
В зависимости от конструкции и отделки модулей, они могут использоваться для строительства следующих объектов:

временные вахтовые поселки, состоящие из модульных зданий – бюджетный и практичный метод расселения строителей, военных. Необходимое количество зданий высотой до 3х этажей монтируется в минимальные сроки, что позволяет организовать подходящие для жизнедеятельности коллектива трудящихся условия;
складские комплексы. Собственно морской контейнер – это готовый склад. Подирая требуемое количество контейнеров и размещаяих в вертикальном и горизонтальном направлениях (в зависимости от характеристик отведенной площадки) получают склады любых размеров;
офисные и логистические центры. Модульное строительство позволяет организовать полноценную работу служб на территории, где аренда недвижимости невозможна или нецелесообразна. Например – офис подрядной организации на строительной площадке, действующих предприятиях, территориях портов;
социальное жилье. Направление использования модульных конструкций, получившее в последние годы распространение в Китае, Индии, странах Латинской Америки. Одним из современных популяризаторов идеи является известный чилийский архитектор Алехандро Аравена, получивший в 2016 году Притцкеровскую именно за достижения в этой сфере;
сооружения торговли – направление, актуальное для постсоветского пространства, где наряду с современными торговыми центрами уличные рынки не утрачивают своей популярности. Одно-двухэтажные теплоизолированные контейнерные блоки, оборудованные системами отопления и кондиционирования являются достойной заменой тентовым палаткам, как с точки зрения эстетики, так и со стороны практики и удобства;
частное домостроение. Это здания с современным дизайном, часто оборудованные самыми последними разработками в области «активной» и «пассивной» энергоэффективности. Проекты носят строго индивидуальный характер и являются визитной карточкой известных и набирающих популярность архитекторов, дизайнеров, студий и бюро;
многоэтажное домостроение. Все большее количество проектных и подрядных компаний с мировым именем обращаются к многоэтажному модульному строительству. Этому способствуют невысокая себестоимость и отличные технические характеристики домов из модулей, сейсмоустойчивость, энергосберегающие качества. Большая часть операций конструированию и отделке модулей производится на заводе, поэтому в условиях строительной площадки все работы выполняются в короткие сроки с привлечением минимального количества рабочих и техники. Перенаселённые Индия и Китай – страны, в которых конкурсы проектов модульных небоскребов проводятся уже сегодня.

Варианты решений на базе модулей
С тех пор, как впервые стали использоваться контейнерные бытовки и перевозные здания, модульное строительство ушло вперед. Сегодня далеко не всегда по внешнему виду сооружения можно безошибочно определить, что оно состоит из готовых блоков. Варианты решений внутреннего пространства и наружной отделки зданий неисчислимы. Конструкция модулей позволяет возводить как здания со множеством небольших однотипных комнат, так и реализовывать проекты, имеющие свободную планировку с помещениями два света и атриумами.

Глухие стены могут быть заменены на эффектное панорамное остекление. На кровле модульного здания можно без проблем эксплуатируемую летнюю площадку или террасу под навесом. Кровля контейнеров может быть озеленена или использована для размещения солнечных панелей, водонагревателей и других атрибутов устойчивого строительства. При необходимости покрытие модульного здания может быть преобразовано в скатную крышу с чердаком или мансардой.
Стыковка различных контейнеров может производиться по длинной и короткой стороне, со смещением или без него. Модули могут устанавливаться также на некотором расстоянии друг от друга, при этом пространство между ними застраивается по каркасно-панельной технологии. Есть проекты, в которых контейнеры монтируются под углом к горизонту (например, для устройства внутри крытого лестничного марша).

В частном модульном строительстве широко применяется пристройки к зданию в виде навесов, козырьков, веранд. Для этого верхние контейнеры монтируются на нижние со сдвигом, образуя оригинальную композицию. Верхний блок может устанавливаться на нижние, расположенные на некотором удалении друг от друга.

Последние публикации

Комментарии запрещены.