Мягкая архитектура – устойчивый тренд

В 2015 году столицей EXPO – всемирной универсальной выставки — стал Милан. В течение полугода – с 1 мая по 31 октября – северо-восточная часть города была центром предельно активной жизни. Как обычно бывает на EXPO, здесь ежедневно проходило множество событий, мероприятий, форумов, арт-акций, дегустаций. Тематика выставки – «Питание для планеты. Энергия для жизни» — оказалась очень удачной для привлечения просто туристов и специалистов из разных стран. Многочисленные архитектура и дизайнерские экспозиции, созданные для города EXPO, по спросу вполне конкурировали с едой. Римская формула «Хлеба и зрелищ!» сработала более чем успешно.

На этом мероприятии нас прежде всего интересовали архитектура, дизайн и все нюансы с ними связанные. Потому что EXPO – событие в этой теме однозначно важное и значительное. Собирающее в одном месте огромное количество авторских высказываний архитекторов и технологических инноваций компаний. Фиксирующее характер интересов и идей, определяющее тенденции в области общественной архитектуры и благоустройства публичных пространств. Впрочем, все, интересующиеся современной и вообще архитектурой, никогда не оставляют без внимания EXPO. В рамках этого глобального проекта страны представляют не только свою идентичность, но и самые разнообразные достижения. Среди всего прочего, в зависимости от темы, непременно демонстрируются инновации и новые решения в области архитектуры (формы, материалы, технологии). В разное время премьеры множества революционных архитектурных и инженерных решений прошли именно на всемирных выставках. Здание из железа и стекла под названием Хрустальный дворец, возведённое Джозефом Пакстоном, произвело фурор на самой первой «Великой выставке промышленных работ всех народов» в Лондоне в 1851 году. В 1889 году главной достопримечательностью выставки в Париже стала Эйфелева башня – трехсотметровое сооружение из металла, построенное по проекту Гюстава Эйфеля и на тот момент являющееся самым высоким в мире. В 1925 году опять же в Париже состоялась мировая премьера русского конструктивизма. Лёгкая деревянная конструкция абсолютно новой для того времени формы, построенная по проекту Константина Мельникова и окрашенная Александром Родченко в красный, серый и белый цвета, произвела неизгладимое впечатление на европейских архитекторов и художников.

Позже вполне регулярно на всемирных выставках в виде национальных павильонов появлялась принципиально новая для своего времени архитектура: скульптурный Атомиум из алюминия и плексигласа архитектора Андре Ватеркейна на выставке в Брюсселе (1958 год), смотровая башня Спейс Нидл высотой 184 метра, построенная в футуристическом стиле гуги по проекту Джона Грэхема для выставки в Сиэтле (1962 год), революционная структурная Биосфера Бакминстера Фуллера на EXPO в Монреале (1967 год), 145-тиметровая башня Васко да Гама, возведённая по проекту Леонор Жанейро и Ника Якобса в Лиссабоне (1998 год), 72-хметровый картонный павильон Японии Сигеру Бана в Ганновере (2000 год), мощный пластичный павильон Германии из древесины и композитной мембраны, сооружённый по проекту архитектора Томаса Герцога, тогда же и там же.

В 2010 году EXPO проходила в Шанхае. Тогда всех почти единодушно восхитили павильоны Великобритании (куб в виде гигантского светящегося ежа, собранный из акриловых «иголок», который получил главный приз за лучший дизайн), очень нарядный и оптимистичный павильон России (серебряная медаль за инновационность архитектуры и дизайна), павильон ОАЭ Нормана Фостера в форме дюн из стали и золотистой нержавейки, а также павильоны Японии в виде огромного серебристо-розового шелкопряда, изготовленного из мембранных конструкций с встроенной в их плоскость солнечной электростанцией, павильон Германии в форме крупных ломаных объемов в дигитальном стиле, обтянутых архитектурным текстилем (золотая медаль EXPO-2010 за самый инновационный, но доступный для понимания дизайн и архитектуру) и Экспо-Бульвар – эффектная входная зона, сформированная комплексом громадных ботанических форм, сделанных из металлических мачт и архитектурного текстиля (проект бюро SBA).

В 2015 году для EXPO было построено 53 павильона (это рекорд) плюс множество объектов общей выставочной инфраструктуры. Безусловное первое место по оценкам многих экспертов и рейтингам, составленным авторитетными архитектурными изданиями мира, было отдано павильону Великобритании (простой формы величественный скульптурный объем в виде пчелиного улья со стеклянной платформой был ювелирно смонтирован из 169,300 алюминиевых и стальных деталей). Павильон Кувейта в виде традиционных для страны лодок доу, сделанный из металлических мачт-опор и архитектурного текстиля, назвали объектом с самым сложным силуэтом. Изящный флористический проект Германии, уже по традиции использовавшей архитектурный текстиль для своих элегантных сооружений, попал в десятку лучших павильонов EXPO-2015. Так же как и павильоны Малайзии, Франции, Японии и Мексики, тоже сделанные с применением архитектурного текстиля и композитных мембран. Число сооружений, в которых использовался архитектурный текстиль, красноречиво говорило о том, что это очень активный тренд. Актуальный и востребованный общественной архитектурой.

Конечно, и текстиль, и мембраны – не новость для современности. В мире уже существует огромное количество уникальных и выразительных объектов, созданных по проектам как очень известных и именитых, так и молодых архитекторов в жанре, как её поэтично называют, легкой и мягкой архитектуры (абсолютно, кстати, точные эпитеты). А всё потому, что мембраны, попавшие в архитектуру из космической отрасли и композитный текстиль, эмигрировавший из отрасли автомобильной, оказались материалами невероятных плюсов, достоинств и возможностей. Практических и эстетических.

Мягкая архитектура – тренд устойчивый и развивающийся, начиная с 1990-х годов. EXPO последних пятнадцати лет – убедительный пример. Одна из самых известных в этой отрасли компаний SERGE FERRARI на предыдущей выставке в Шанхае изготовила павильоны для четырнадцати стран. А на миланской EXPO поучаствовала в пятнадцати проектах, в том числе построила семь павильонов и детский парк. Более чем внушительный результат успеха и материалов, и технологий.

Один из авторов проекта немецкого павильона «Поля идей», глава бюро Schmidhuber Леннарт Вихель, комментируя стилистику, конструктив и культурный месседж реализованной при участии SERGE FERRARI идеи, сказал: «Павильон Германии воплотил характерный для нашей страны зелёный ландшафт полей и лугов. Конструкция из мембранных навесов в виде листьев была вдохновлена бионическим дизайном. Нам нужна была эфемерность, легкость и выразительность форм, которую обеспечивают современные стальные и мембранные структуры, уменьшая расход материала и вес конструкций. Не впервые работая с компанией SERGE FERRARI, мы хорошо знали все достоинства и возможности их материалов и технологий. Нас всегда чрезвычайно впечатляли эстетические и практические качества, быстрота монтажа и отличные эксплуатационные характеристики. Солнечные деревья, формирующие композицию павильона, в итоге получились похожими на скульптуры – лёгкими и гибкими, как крылья бабочек, к тому же их вид непрерывно меняется под влиянием погоды и времени суток».

Франсиско Лопес Герра, руководитель архитектурной фирмы Loguer Design, рассказывая о реализации проекта национального павильона Мексики, объяснил архитектурное решение так: «Архитектура этого комплекса должна была захватывать воображение и удивлять, ненавязчиво напоминая кукурузу – своеобразную квинтэссенцию мексиканской еды. Мы искали способ передать образ кукурузных листьев посредством лёгких архитектурных элементов. Наши требования к материалам были строгими: прозрачность, чтобы пропускать естественный свет; светопроницаемость, чтобы днём изнутри хорошо просматривалась окружающая среда, но сохранялась приватность для находящихся в павильоне людей, а ночью наоборот освещённые пространства должны были визуально увеличивать объем строения; также необходима была защита от ветра, дождя, солнца и постоянная комфортная для людей температура внутри; плюс мобильность, портативность и возможность повторного использования павильона на новом месте в качестве передвижного выставочного сооружения. Такие материалы мы нашли у SERGE FERRARI. И в итоге получили великолепный результат».

Яркий титульный объект винного дегустационного павильона Италии тоже был сделан из текстиля SERGE FERRARI. Деревянный каркас винной бочки затянули символичным и терпким темно-розовым полотном. Получился забавный арт-объект.

Кстати, сочетание деревянного каркаса и архитектурного текстиля на нынешнем EXPO встречалось часто. Причём, архитекторы делали деревянные решётчатые каркасы и гибкие структуры из клеёной древесины фасадными, а текстиль монтировали внутри, используя все его достоинства светопроницаемости, защиты от УФ-лучей и нагревания, богатую цветовую палитру и возможность проецировать изображения на поверхности внутри помещений. Этот характерный приём архитекторы применили в выставочных объектах Японии, Малайзии, Франции, используя материальные и технологические возможности нескольких компаний.

Выставочный павильон Малайзии — типичный пример сочетания древесины и мембраны. Архитекторы Hiijas Kasturi Associates использовали приёмы миметического стиля, буквально воспроизведя форму семян увеличенных размеров. Полезную площадь чуть более двух тысяч квадратных метров сформировали с помощью четырёх семян, сделанных из «гибкого» клеёного бруса. Решётчатая структура напоминает ткацкий узор, отсылает к традиционным ремёслам Малайзии и намекает на многогранность и динамизм нации, а семена символизируют начало пути и потенциал роста. Выбор же клеёного бруса в сочетании с мембранным материалом, которым зёрна защищены изнутри, сообщает о возможностях Малайзии в области дизайна и инноваций.
Детский парк EXPO MILANO, расположившийся на территории почти 8 000 квадратных метров делали специалисты SERGE FERRARI в сотрудничестве с архитекторами ZPZ Partners. Руководитель проекта Мишель Зини рассказала: «Задача была абсолютно понятна, как понятен и выбор материалов и технологий, которые идеально её решили. Мы обратились к специалистам SERGE FERRARI, как к компании, предлагающей максимальный выбор качественных материалов и решений. Нам нужны были светопроницаемые, легкие и прочные ткани, которые бы защищали посетителей и всё техническое оборудование от солнца и непогоды. При этом просто адаптировались к любой форме и быстро монтировались. Плюс позволяли наносить рисунки и использовать поверхности как экраны для проекций.

Для того, чтобы скрыть металлические каркасы, которые держат верхние стеклянные купола и водонепроницаемые тенты, мы использовали древесину (лиственницу), из которой сделали изящные решётчатые «катушки», похожие на детские карусели.

В нашем парке множество разных зон, которые хорошо рифмуются между собой благодаря ограниченному набору форм и единству материалов. Большое количество людей сказали нам, что получился замечательный парк».
Во многих городах Европы пешеходные зоны перекрывают солнцезащитными фигурными конструкциями из архитектурного текстиля или мембран, чтобы создать комфортные условия для людей и украсить кварталы. То же сделали и в Милане архитекторы бюро Ufficiodi piano во время EXPO. С помощью материалов и систем Valmex и Mehatop фирмы MEHLER TEXNOLOGIES была прикрыта от солнца и осадков площадь 85 000 квадратных метров. Навесы установили в разных местах отдыха, трапез и на пешеходных маршрутах, используя древнеримскую ординарную сетку городских координат Decumano and Cardo. Получилось невероятно легко и естественно, функционально и не очень дорого, мобильно и практично (системы могут много раз разбираться и использоваться в разных местах и для разных целей).

Сейчас все большие творческие и технологические возможности мягкой текстильной и мембранной архитектуры доступны и для российских архитекторов. У нас серьёзно и увлечённо этой темой занимается группа компаний ЛОММЕТА. В её портфеле – сотрудничество с ведущими компаниями и архитекторами мира, владеющими материалами, технологиями, инновациями. Плюс (это важно!) – единственный в России комплекс европейского оборудования по обработке любого архитектурного текстиля, а также налаженная технологическая цепочка по производству и проектированию. С целью развития этого актуального и красивого направления больших возможностей в нашей стране, ЛОММЕТА создала Ассоциацию специалистов текстильной архитектуры и мембранных конструкций ТЕКС-СТИЛЬ. В ассоциацию вошли как зарубежные, так и российские компании – проектные и инжиниринговые бюро, производители материалов. На многочисленных форумах, которые инициирует и в которых принимает участие ЛОММЕТА, наглядно демонстрируются все возможности мягкой архитектуры для современных городов. Недорогое строительство новых зданий любого типа, креативный рестайлинг и реконструкция старых, благоустройство общественных зон, создание архитектурной инфраструктуры для масштабных проектов… Словом, теперь возможности есть. Нужны идеи и желание.

Комментарии запрещены.