Развитие техники

Задача стала сводиться к поиску стержневых конструкций с такими решетками, которые бы наиболее полно отвечали технико-экономическим и эстетическим требованиям. Вот почему в последние годы проявился большой интерес к регулярным структурам. Было построено большое количество пространственно-стержневых конструкций как у нас в стране, так и за рубежом.

Распространению пространственно-стержневых систем в строительстве также способствовало создание новых высокопрочных материалов.

Были разработаны новые конструкции типа регулярно-стержневых плит, структурных сводов, сетчатых оболочек, башенных мачт, опор, радиотелескопов и т. д.. Причем решетки этих конструкций имели самые различные очертания и были образованы тетраэдрами, октаэдрами, четырех — и шестиугольными пирамидами и другими многогранниками.

Развитие электронно-вычислительной техники дало толчок к еще большему распространению пространственно-стержневых конструкций, так как возникла возможность делать расчет, более полно отвечающий действительной работе конструкций, и осуществлять машинный перебор конструкций, набираемых из различных многогранников. Интерес к структурам стержневых систем особенно усилился с появлением и развитием такой прикладной науки, как математическое программирование, методы которого разрешают вести направленный поиск оптимальных структур, а не заниматься бесконечным перебором вариантов. Методы математического программирования с помощью ЭВМ позволили успешно решить задачу синтеза оптимальной конфигурации упругих стержневых систем в случае одного загружения на дискретизированном поле узлов.

Эти методы дают возможность также находить оптимальную ориентировку стержней в структуре при одном загружении. Оптимальными в этом случае, так же как и у живых организмов, являются траекториальные структуры. Однако в общем случае при дискретизированном расположении узлов различным внешним нагрузкам соответствуют различные структуры минимального объема, и потому конструкция, оптимальная в отношении одной нагрузки, может оказаться неоптимальной в отношении другой.

Для проектирования же наибольший интерес представляют именно задачи синтеза оптимальной конфигурации упругих стержневых систем в случае многих загружении.

Комментарии запрещены.